Учение святителя Афанасия Великого о Святой Троице

В данной статье мы не ставим перед собой задачу рассмотреть большую часть учения святителя Афанасия о Святой Троице, а попытаемся представить только общее воззрение святителя на догмат о Триединстве Божества, то есть  обобщить те частные черты, какие отмечены в учении его об отдельных Лицах Божества.

Догмат Троичности или точнее догмат Триединства  святой Афанасий признавал исключительно христианским, а в христианстве самым основным.

Он называл его самым первоначальным преданием, учением и верою вселенской Церкви. Святая Троица есть основание христианской Церкви, и потому, кто отпадает от Нее, тот не может быть членом Церкви и носить  имя христианина. «Господь основал, — говорит святой, — вселенскую Церковь и укоренил ее в Троице, сказав ученикам: шедшее, научите вся языки, крестящее их во имя Отца и Сына и Святаго Духа».  «Такова проповедь во всей поднебесной Церкви;  так Церковь, по примеру апостолов, возвещает о своем основании всюду. Эта вера Церкви в Троицу основана на свидетельстве священного Писания, которое говорит о Троичности частию в ясных словах, например Мф. 28, 19; 1 Кор. 12, 2; 2 Кор. 13, 13, частию  сообщает откровение в образах. И чему учит священное Писание о Триединстве Бога, в том и заключается содержание повсюду единой веры вселенской Церкви».

По этой вере, Троица Свята и совершенна, познается в Отце, Сыне и Святом Духе, не имеет ничего чуждого или приданного отвне, не состоит из Зиждителя и твари, но всецело зиждительная, подобна Самой Себе, нераздельна по естеству, — и едино Ее действие, ибо Отец все творит Словом в Духе Святом. Так соблюдается единство Святой Троицы и проповедуется в Церкви един Бог, Который над всеми, как Отец, как начало и источник, через всех – Словом, и во всем – в Духе Святом.  – «Кафолическая вера  состоит в том, чтобы почитать единого  Бога в Троице и Троицу в Единстве; единаго Бога по существу и троичного по Лицам – Отца, Сына и Святого Духа, — Троицу единосущную и нераздельную, несозданную, вечную, всегда Себе равную (по существу, свойствам и совершенствам), неувеличивающуюся  и неумаляющуюся, равную и в творении и в промышлении о мире  и различаемую по личным особенностям так: — Отец, как начало и источник Божества, ни от кого не происходит, Сын – от единого Отца не сотворен, не создан, но рожден прежде всех веков; Дух Святый от единаго Отца не сотворен, не создан, не рожден, но исходящ. Троица не по имени только и образу выражения, но в самой истине и существенности есть Троица. Ибо как Отец есть Сый; так Сый – есть и над всеми Бог – Слово Его, и Дух Святой не чужд бытия, но истинно пребывает и существует».

«Вот сущность вселенской веры во Святую Троицу!  «И вселенская церковь ничего не убавляет из сего мудрствования, чтобы не впасть в учение нынешних иудеев, подражающих Каиафе, и в учение савеллиево, и не примышляет ничего большего, что бы не возвратиться к языческому многобожию»».

Первой и главной задачей учения о Святой Троице святителя Афанасия, по его собственному сознанию, было оградить православное учение от всяких признаков многобожия . Такая задача возникла для святого Афанасия в виду доведенного до крайней степени субординатизма ариан, представляющих Святую Троицу состоящей из Бога Отца – Бога в собственном смысле, и из Сына и Святого Духа, обожествленных тварей, а так же и ввиду заблуждения  духоборцев  того времени, мысливших Святую Троицу – Отца и Сына, как имеющих Божество по природе, — и Святого Духа, как обоженную тварь. Против тех и других, с одинаковой силой святой доказывал, что Святую Троицу нельзя представлять состоящую из разных, неодинаковых по совершенствам и не совечных природ, — что таким представлением истинное понятие о Троице разрушается, и вводятся чуждые христианству языческие и даже более худшие воззрения. Освобождение учения о Святой Троице от таких воззрений и составляет неоценимую заслугу святителя Афанасия Александрийского.

«Причислять сотворенное к Творцу, и то, что никогда не существовало, — говорит святой, — прославлять и почитать за Бога на ряду с вечно Сущим, значит допускать, во-первых, постепенное возникновение Троицы, а во-вторых, — Ее тварность, временность и изменяемость, увеличиваемость  Ее до бесконечности и сокращаемость  до единицы. Если Бог троичен, то троичность должна быть нераздельной и не неподобной Себе; Ее святость, Ее вечность, Ее неизменяемость всегда должны быть одни и те же.

Как одно есть крещение, преподаваемое во имя Отца, Сына и Святого Духа, и как одна вера (Еф. 4, 5), так и Троица  должна быть Сама с Собой равной и единой, не имея в Себе ничего созданного».

«Ни с чем несообразно именовать и славить вместе то, что не подобно по естеству. Ибо какое общение у твари с Творцом. Что же это за Божество, которое  состоит из Создателя и твари? Или уже Божество не троично, но двойственно, сложно из двух, и притом различных естеств? Или, если Оно есть Троица (что действительно), то на каком основании, например, Святого Духа Троицы мы будем ставить в один ряд с тварями, низшими Троицы? Если бы Он был тварью, то не был бы присоединен к Троице, потому что Троица состоит не из разнородного, а вся Она есть единый Бог; к Ней не примешивается ничто чуждое, напротив того, Она нераздельна и Сама Себе подобна. Она одна без смешения, и нераздельно единство Ее; Она превыше всего сотворенного. Троица не сотворена, но в Ней единое и вечное Божество».

Для того чтобы яснее поставить на вид, что Святую Троицу нельзя мыслить состоящую из Бога в собственном смысле  и из обоженной твари, святой Афанасий многократно приписывал всей Святой Троице понятие тождества. Понятие это, несомненно, философского происхождения. У Платона этим понятием означается одинаковое и всегда само себе равное состояние идейной природы или отдельной от материи идеи.   Бытие, обладающее тождеством, по представлению Платона, вне условий бытия конечного и временного. Святитель Афанасий воспользовался этим представлением и приложил его к учению о Троице для уяснения единосущия Божеских Лиц.

«В области конечного, — говорит он, — понятие тождества употребляется в приложении к сущности вещей.  Тождественно то, что совершенно сходно, что имеет одно и тоже существо. Сущность вещи составляет именно то, что есть в ней истинно сущего, что в ней действительно существует, то есть нечто само себе равное и постоянное.  Реальные вещи не имеют простоты и потому не обладают тождеством. Тождественны только идеи, а вещи могут лишь отображать в себе тождество идей. Что касается Бога, то Он обладает тождеством в Себе. О тождестве Его святой Афанасий говорит во многих местах, и в различных выражениях, например: «Бог всегда один и тот же, т.е. Сам с Собою».   «Он один только действительный и истинный Бог, т.е. Он один только имеет в действительности то бытие какое свойственно идее; Он есть бытие, тожественное Самое Себе».  «Он тожественен во всех трех Лицах; вся Святая Троица тожественна и есть едино Сама с Собою».

Из понятий единосущия, равносущия и тожества, естественно, вытекают понятия: 1) полной нераздельности и 2) совершенного равенства и равночестия всей Святой Троицы. Приложимость первого понятия к Святой Троице  и смысл его святой Афанасий защищал в «Изложении веры»: «Три  Ипостаси, — писал он здесь, — не должны быть представляемы  разделенными между Собою, как о людях мы представляем телесно,  чтобы и нам, подобно язычникам, не ввести многобожия».

О равночестии и равенстве Святой Троицы святитель говорил много раз. Для характеристики его суждений об этом предмете можно привести, как образец, его слова из комментария на Евангелие от Матфея, 2 глава, 22 стих: «Троица вся похвальна и досточтима; в Ней совершенныя три Ипостаси»; из первого послания к Серапиону: «непозволительно Троицу представлять  не совершенную» , и «необходимо, чтобы единая была и святость Троицы и единая вечность Ея и естество непреложно»; из первого слова на ариан: «Троица не сотворена, но вечное и единое Божество Троицы и единая слава Святой Троицы». Доказательства равенства и равночестия Святой Троицы святитель Афанасий обосновывал на формуле крещения: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28,19) и на цитатах из Священного Писания.

Теперь же возникает вопрос, как же обладают единым Божеским существом три действительных и самостоятельных Лица? Святой Афанасий говорит. Что каждое из Лиц Святой Троицы обладает этим существом сполна, безраздельно; каждое из Лиц Святой  Троицы есть всецело Бог.   Но опять вопрос, как же мыслить три Лица Святой Троицы обладающими, каждое отдельно, целым Божеством, если Оно общее у всех Их? Святитель Афанасий представляет так, что каждое Лицо Святой Троицы, сохраняя свою самостоятельность и личность, находится в другом и не может быть мыслимо без другого; все Они взаимно проникают друг друга. Отец находится в Сыне, как в своем образе, и Сын в Духе, как в своем, и наоборот – Дух Святой пребывает в Сыне, а Сын  в Отце, равно как еще – Отец в Духе и Дух в Отце. Проникновение одного Лица Святой Троицы другими по природе предполагает проникновение Их одного другим по свойствам природы  и по мотивам деятельности.  Вследствие такого бытия Лиц Святой Троицы, когда называется Отец, вместе с Ним мыслится и Сын и в Сыне Святой Дух, и когда именуется Сын, то с Ним и в Нем  предполагается и Отец и Святой Дух.

Но такое единство природы Лиц Святой Троицы, по видимому, должно уничтожить действительность трех Лиц  и возможность каких бы то ни было отношений в Боге, возможность Божественной жизни, значит, возможность живого личного Бога. Между тем святитель Афанасий отстаивал все это с одинаковой силой убеждения. Он много раз говорил, что Лица Святой Троицы  суть действительные Лица, и изображал Их со всеми признаками действительных Лиц.

«Теперь вопрос, возможны ли отношения в трехличном существе? – Без всякого сомнения – возможны и притом отношения  самые разнообразные – 1) внутренние, по бытию или по происхождению, а также по личным свойствам, — и 2) внешние».

Разобрав все основные и частные вопросы в учении святителя Афанасия Александрийского о Святой Троице, хотелось бы привести краткое и самое, может быть, яркое его высказывание по этой теме: «Есть святая и совершенная Троица, познаваемая во Отце и Сыне и Святом Духе, не имеющая ничего чуждого или приданного отвне, не из Зиждителя и твари составляемая, но всецело Творящая и Зиждительная. Она подобна  самой Себе, нераздельна по естеству, и едино Ея действо. Ибо Отец творит все Словом в Духе Святом. Так соблюдается единство Святыя Троицы. Так проповедуется в Церкви един Бог, Иже над всеми и через всех и во всех (Еф. 4, 6), — над всеми, как Отец, начало и источник, через всех – Словом, во всех  же – в Духе Святом. Троица же не по имени только и образу выражения, но в самой истине и существенности есть Троица. Ибо как Отец есть Сый, так и Сый есть и над всеми Бог – Слово Его, и Дух Святый нечужд бытия, но истинно существует и пребывает. И вселенская Церковь ничего не убавляет из сего мудрствования… А если Бог – троичен (что и действительно), доказано же, что Он есть нераздельная и не неподобная Себе Троица; то необходимо, чтобы единая была и святость Троицы, и единая вечность Ея, и естество непреложное. Ибо, как преданная нам вера в Троицу есть единая, и она сочетавает нас с Богом, а кто отъемлет что — либо от Троицы, и крещается  в одно имя Отца, или в одно имя Сына, или в Отца и Сына без Духа, тот ничего не приемлет, но и крещаемые, и кто мнит себя преподающим крещение, остаются тщи и непосвящены; потому что тайноводство совершается во имя Троицы: так и кто отделяет Сына от Отца, или Духа низводит до тварей, тот не имеет ни Сына, ни Отца, но безбожен, хуже неверного, и скорее все, только не христианин. Как одно есть крещение, преподаваемое во Отца и Сына и Святаго Духа, и одна вера в Троицу, как сказал Апостол (см. Еф. 4, 5); так Святая Троица, сама с Собою тождественная и пребывающая в единении, не имеет в Себе ничего созданного. Таково нераздельное единство Троицы, такова единая в Нее вера».

Иерей Роман Смирнов